- август 30, 2025

Шежире представляет собой родословную казахов, а также древнюю традицию, которая позволяет записывать и устно передавать информацию о происхождении рода, племени и народа. Слово "шежіре" (от араб. "шаджара" — "дерево, родословное древо") переводится как "генеалогическое дерево".
Это не просто список имен — это летопись народа, объединяющая историю, этнографию и культуру.
Ранее шежире передавалось устно от поколения к поколению через аксакалов, жырау и биев, а позже стало фиксироваться на бумаге.
По мнению шежиреши, исследователя и администратора казахской версии Wikipedia Кайыра Рысбаева, добавление женщин в генеалогию поможет сохранить казахское антропонимическое разнообразие. Он считает, что ограничение только мужской линией несправедливо и ущемляет право казахов знать свои корни по материнской линии.
"В настоящее время источников для имен девочек недостаточно, и они часто повторяются. Мужские имена можно найти в шежире или в книгах, но редкие исторические женские имена трудно отыскать", — отмечает исследователь.
Казахи обладают богатой генеалогической традицией, основанной на родовом делении и патриархальности. Их история восходит к различным тюркским и монгольским племенам, образовавшимся после распада Золотой Орды, где межплеменным языком был кипчакский.
Эксперт подчеркивает, что шежире имело практическую цель — исключить близкородственные браки до седьмого колена. Традиционно оно состоит из мужчин и представляет собой нисходящую генеалогию.
"Ранее фиксировалось лишь семь предков, так как не существовало генеалогических программ, как сегодня. Генетика делится на две категории: восходящую и нисходящую. В нашей стране распространена нисходящая генеалогия. Если в восходящей линии записаны семь предков и семь бабушек, человеку будет сложно запомнить всю информацию. Поэтому раньше фиксировали только мужскую линию", — объясняет Рысбаев.
Современные технологии позволяют хранить обширные объемы информации. Исследователь считает, что сейчас возможно собирать генеалогию всех предков и сохранять ее в электронном виде:
"В прошлом генеалогические древа передавались устно. Если бы учитывались и женщины, информацию было бы трудно запомнить. Теперь же мы можем сохранить данные о всех предках в первозданном виде".
Марка Казпочты 1998 года с изображением Кобланды батыра, серия "Сказание о батырах". Источник: Qazpost.kz
Ранее было сложнее сохранять данные, и, например, информация о батырах Кобланды и Алпамысе затерялась, став легендой.
Теперь, по мнению эксперта, цифровая эпоха открывает новые горизонты для казахской антропонимики.
"Сегодня у многих молодых людей есть живые бабушки и дедушки, что позволяет собрать много генеалогий. Это важно и для ДНК-исследований. Y-хромосома передается от отца к сыну, а митохондриальная ДНК — от матери к дочери и далее по женской линии. Если митохондриальная ДНК классифицирована и включены семь бабушек, можно провести углубленное исследование".
Шежиреши утверждает, что в наши дни почти каждый знает своих бабушек и дедушек. Узнав о родителях бабушек и дедушек, можно восстановить полную родословную.
Чтобы узнать семерых своих прабабушек, необходимо расспросить своих бабушек. Мать относится к первому поколению, бабушка по матери — ко второму, а әже может знать своих мать и бабушку.
"Таким образом, можно установить четыре или пять поколений. Некоторые бабушки могут знать все линии своих бабушек, а если нет, информацию можно искать в архивах. Много данных можно получить из надгробий предков. Если надгробия старые или отсутствуют, лучше оставить каменные отметки, пока есть люди, которые их помнят", — говорит Кайыр Рысбаев.
Рисунок "Восходящий список/генеалогия автора до пятого поколения с названиями родословных третьего уровня".
У человека обычно двое родителей, четверо бабушек и дедушек, восемь прадедушек и прабабушек, а затем их число доходит до 16.
"Однако это число не увеличивается бесконечно, а начинает уменьшаться. У прадедушек и прабабушек могут быть общие предки. В генеалогии это называется 'редукция предков'".
Он уверен: в будущем всех людей можно будет найти в архивах и базах данных, что упростит создание списка семерых матерей:
"Со становления казахской нации прошло всего 500–700 лет. Я никогда не встречал термин 'семь бабушек', но думаю, что его можно включить в генеалогию в соответствии с современными требованиями. Многие могут возразить против этого, но потребности общества меняются с течением времени. Имеет ли смысл заниматься комплексной генеалогией, а не ограничивать её только патриархальной стороной? Казахские пословицы говорят: 'Алып анадан туады' ('Великан рождается от матери'), 'Үйдің жақсысы ағашынан, жігіттің жақсысы нағашыдан'. У казахов есть роды, идущие от дочерей, хотя они встречаются редко", — отмечает Кайыр Рысбаев.
Он также выражает недовольство тем, что составление родовых книг-шежире в основном осуществляется мужчинами.
"Если в эту работу вовлечь женщин, они смогут внести свой вклад в сбор сведений о роде и увеличить тираж книг-шежире, поскольку будут заинтересованы в том, чтобы видеть свои имена. Многие женщины считают Жеті ата и шежире исключительно мужским делом и не проявляют интереса к этому. При этом продолжительность жизни у женщин на 8-9 лет выше, и они чаще могут передавать своим потомкам генеалогическую информацию. Поэтому женщинам не менее важно интересоваться шежире", — убеждает исследователь.
Примечательно, что у некоторых народов генеалогия велась исключительно по материнской линии, и в иудейской традиции этот подход сохранился до наших дней.
Подготовила Айша Жакып
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора и/или спикера