- сентябрь 18, 2025

Казахстан нуждается в квалифицированных врачах, однако система медицинского образования в стране сталкивается с серьезными проблемами, по мнению экспертов. Почему врачи, которые добиваются успеха, зачастую делают это вопреки существующей системе? Об этом корреспондент общалась с преподавателями и студентами медицинских учебных заведений.
Студенты медицинского колледжа, с которыми удалось поговорить, М. и А., выделили несколько ключевых проблем:
А. также отметил нехватку преподавателей, особенно специализированных:
"Не хватает преподавательского состава. Один преподаватель ведет несколько предметов, что связано с низкой зарплатой. Специалистам выгоднее работать в медицинских учреждениях, чем преподавать в колледже".
Студенты также подчеркнули, что настоящие проблемы начинаются после окончания учёбы:
"После окончания учебы медсёстры зарабатывают до 150 тысяч тенге, фельдшеры в Алматы — около 180 тысяч, а врачи общей практики получают 200 тысяч при полной ставке".
Темирлан Кайназаров, молодой онколог, поделился своим опытом и проблемами, с которыми сталкиваются резиденты:
Темирлан отметил, что качество медицинского образования сильно зависит от вуза:
"Я проходил обучение в одной из престижных медицинских школ. Программа действительно качественная, но студенты других вузов сталкиваются с серьезными трудностями".
Он рассказал о системе ротации, которая позволяет студентам получать опыт в различных клиниках, что значительно улучшает их обучение.
Темирлан не прошел двухгодичную интернатуру, но его знакомые считают это время "потерей". Сокращение интернатуры до одного года увеличило конкуренцию, однако проблемы остались:
"Каждый год обучения — это деньги для вузов, поэтому они не хотят терять лишний год".
Он также отметил, что резиденты получают лишь скромную стипендию в 120 тысяч тенге, что не покрывает базовые нужды, и многие вынуждены подрабатывать, что сказывается на качестве их обучения.
Кайназаров подчеркнул, что итоговые экзамены часто не отражают реальных знаний студентов:
"Большинство студентов заранее знают 50–90% вопросов, и проходной балл всего 50%".
Он считает, что систему экзаменов необходимо улучшить, сделав её более строгой.
Каиргали Конеев, детский невролог, выделяет отсутствие менторства, которое раньше обеспечивало передачу опыта от более старших врачей к молодым:
"Сейчас опытные специалисты покидают государственные клиники, и заведующими становятся молодые врачи, которые не имеют достаточного опыта".
Он подчеркивает, что это приводит к разобщенности между медицинским образованием и практикой.
Анонимный преподаватель отметил, что у студентов недостаточно базовых знаний, что связано с изменениями в школьной системе:
"Сейчас в медвузы поступают студенты без необходимых навыков, и это отражается на их обучении".
Он также указал на проблемы в системе последипломного образования, которая сейчас не обеспечивает должного уровня подготовки.
Елена Хегай, семейный врач, считает, что ключевой проблемой является разрыв между теорией и практикой:
"Будущие врачи учатся по книгам, но реальный опыт работы с пациентами приходит слишком поздно".
Она также отметила устаревшие методы преподавания и языковой барьер, который ограничивает доступ к международным ресурсам.
Эксперты предлагают ряд решений:
В целом, специалисты уверены, что без реформ в системе медицинского образования Казахстан рискует потерять квалифицированных врачей, которые формируются не благодаря, а вопреки существующей системе.