- сентябрь 01, 2025

Каждый день в Шымкенте десятки женщин из разных стран стремятся посетить священное место, известное как "Кыз аулие". Они надеются на беременность, замужество или карьерный успех. Местные жители рассказывают, что это место привлекает женщин не только из Казахстана, но и из соседних стран. Многие верят, что посещение этого места помогает в поисках любви, семьи и даже в духовном поддержании.

Из центра города мы направляемся в Сайрамский район и находим подземный переход, ведущий к мавзолею "Кыз аулие".

Легенда гласит, что на этом месте в прошлом погибли три девушки, которые отказались выходить замуж за джунгар и решили бороться за свою свободу. С тех пор это место стало священным.

У входа в святое место размещены правила: женщинам рекомендуется приходить в платках и закрытой одежде, в то время как мужчинам не стоит приходить в шортах.

На территории находится старый колодец, где мы встретили мальчика, убирающего сухую траву.

Смотрительница мавзолея, Айгуль, рассказала, что её мать, Ултуар апа, пришла сюда в 1988 году после девяти лет бездетности. Вскоре она родила, и затем 30 лет заботилась о святыни.
"Она родила пятерых детей: трёх дочерей и двух сыновей. Пять лет назад мама ушла из жизни, и теперь я продолжаю её дело", — поделилась Айгуль.

По словам смотрительницы, женщины приезжают с надеждой на беременность, замужество или карьерный рост. Существует традиция, связанная с приготовлением пельменей, которая играет важную роль в этом ритуале.
"Когда девушке исполняется 18 лет, её семья начинает беспокоиться о её будущем. Чтобы изменить судьбу, ей предлагают лепить пельмени. Считается, что после этого начинаются сватовства", — объяснила Айгуль.

Пельмени также называют "пищей упрямых предков". Лепя тесто, девушка как будто "развязывает узлы" своей жизни.
Обычно процесс приготовления пельменей проходит в компании с матерью. После молитвы угощение раздают, а затем женщины убирают за собой. В конце мать благословляет дочь словами: "Ты больше не гость в этом доме. Я отпускаю тебя от сердца и выпускаю за свой порог".

Во время нашего визита группа женщин как раз занималась раскаткой теста и приготовлением мяса — эта традиция продолжает жить.


По словам Айгуль, сюда приезжают не только казахстанки, но и женщины из Узбекистана, Кыргызстана, России и Турции.
"Каждый месяц сюда приезжают более ста женщин", — отметила она.

Культуролог Абылайхан Калназаров подчеркивает, что культ святых мест играет значимую роль в духовной традиции казахского народа. Однако некоторые обряды, такие как приготовление пельменей, скорее относятся к народным обычаям, чем к официальным практикам.
"Я знаю это место, но о подобных ритуалах слышу впервые. Тем не менее, подобные представления встречаются у других тюркских народов. Это больше связано с индивидуальными ожиданиями, чем с традицией", — отметил он.

Калназоров считает, что такие действия можно рассматривать как часть народного быта.
"С психологической точки зрения ритуал может действовать как эффект плацебо: он дает надежду и внутреннее спокойствие. Вера — это энергия, способная менять реальность", — добавил он.

Эксперт также подчеркнул важность различия между духовными практиками и поверхностными обычаями.
Несмотря на это, колодец "Кыз аулие" продолжает привлекать женщин, для которых это место стало символом надежды и веры. Для одних это часть культурного наследия, для других — путь к внутреннему спокойствию и поддержке, что может привести к позитивным изменениям в их жизни.