- август 28, 2025

С начала 2025 года в Казахстане прекратили свою деятельность десятки общественных организаций, занимающихся профилактикой ВИЧ. Большинство из них финансировались за счет американских грантов. В связи с этим местным властям предстоит взять на себя задачи, которые ранее выполнял гражданский сектор.
Опыт других стран показывает, что такая ситуация представляет собой серьезный вызов.
Летний отчет UNAIDS Global, ведущей мировой организации по борьбе с ВИЧ, стал одним из самых тревожных за последние годы. В документе говорится о том, что мир вступает в период системного кризиса в борьбе с ВИЧ.
В настоящее время в мире зарегистрировано чуть более 40 миллионов людей, живущих с ВИЧ. Если страны не изменят свою стратегию, к 2030 году ожидается увеличение числа случаев заражения на шесть миллионов.
Кризис вызван двумя основными факторами:
UNAIDS призывает страны к переходу на национальные модели финансирования и активному вовлечению в профилактику ВИЧ. В отчете также говорится, что 25 стран, включая Казахстан, намерены увеличить внутренние бюджеты на ВИЧ-программы в 2026 году. Однако многие государства все еще пытаются разобраться, как продолжать работу в одиночку.
По последним данным, в Казахстане зарегистрировано 36 тысяч человек с положительным статусом ВИЧ. Прекращение финансирования в первую очередь затронуло общественные организации, которые на протяжении 20 лет реализовывали множество проектов по социальному сопровождению людей с ВИЧ, что считается эффективным методом профилактики.
Мира Сауранбаева, акушер-гинеколог, отмечает, что многие организации создавались с активным участием людей, живущих с ВИЧ, что позволяло выстраивать доверительные отношения и более эффективно доносить важную информацию о лечении и профилактике.
"Это очень эффективный подход, особенно когда речь идет о профилактике ВИЧ среди уязвимых групп, таких как потребители инъекционных наркотиков или работники секс-бизнеса. Человек с положительным ВИЧ-статусом вызывает больше доверия, ему проще донести информацию о важности приверженности к лечению и регулярного тестирования," — говорит Сауранбаева.
В результате прекращения финансирования многие специалисты остались без работы, что создает дополнительные риски для профилактики ВИЧ в стране.
Вадим Антипин, активист из Усть-Каменогорска, который на протяжении 20 лет занимался профилактикой ВИЧ, также приостановил свою деятельность. Он подчеркивает, что поддержка людей с ВИЧ включает не только медицинские аспекты, но и психологическую помощь, что позволяет сохранить здоровье и социальные связи.
"Когда человек узнает о своем положительном статусе ВИЧ, он проходит несколько стадий принятия болезни. Мы оставались рядом и помогали ему, включая близких и тех, с кем он мог контактировать," — объясняет Антипин.
По его словам, активисты оказывали помощь в тестировании и сопровождении людей с ВИЧ, что позволяло им получать необходимую информацию о терапии и доступе к лечению.
Антипин подчеркивает, что работа с сообществом была незаметной, но очень важной — благодаря ей сотни людей были защищены от ВИЧ.
Государство также занимается профилактикой ВИЧ, однако акцент в основном делается на выявлении новых случаев заболевания, в то время как социальный аспект остается на заднем плане.
"Государственные усилия сосредоточены на снижении заболеваемости, обследовании населения, однако социальный аспект часто остается вне внимания. Это может привести к тому, что люди не получают необходимую поддержку и лечение," — говорит Антипин.
По данным "Центра по профилактике ВИЧ/СПИД" в Алматы, в рамках государственного социального заказа неправительственные организации реализуют следующие направления:
Государственная программа "Снижение вреда" охватывает ключевые группы населения и включает раздачу средств индивидуальной защиты.
Хотя государственные структуры работают над профилактикой, активисты подчеркивают, что важны детали, такие как качество средств профилактики и доступ к медицинским услугам.
"Проблема состоит в том, что иногда качество средств, предоставляемых уязвимым группам, оставляет желать лучшего. Это может повысить риск распространения заболеваний," — отмечает Алексей Абросимов, активист из Восточного Казахстана.
Абросимов также говорит о том, что смена схемы лечения может стать сложной задачей для пациента, если он сталкивается с побочными эффектами, и это может привести к прекращению терапии.
Несмотря на существующие проблемы, некоторые эксперты, такие как Алмас Кусаинов, уверены, что Казахстан имеет потенциал для эффективной работы в области профилактики ВИЧ. Он подчеркивает, что в стране уже существуют важные элементы, такие как программы обмена шприцев и выдача презервативов.
"Казахстану повезло больше, чем другим странам, где государство полностью дистанцировалось от этой проблемы. Мы сохранили ключевые механизмы профилактики," — считает Кусаинов.
Тем не менее, необходимо продолжать работу над снижением стигмы и дискриминации в отношении людей с ВИЧ, чтобы избежать новых всплесков заболевания.
По данным городского СПИД-центра в Алматы, около 87% людей с ВИЧ знают о своем статусе, 91% из них получают терапию, и у аналогичного процента наблюдается подавленная вирусная нагрузка. Эти показатели достаточно хорошие, но для достижения целей UNAIDS необходимо прилагать дополнительные усилия.
В заключение, эксперты подчеркивают, что необходимо активное участие гражданского общества и общественных организаций для эффективной борьбы с ВИЧ в Казахстане.