- декабрь 22, 2025

В последние недели вирусологи активно обсуждают вероятность появления нового патогена, условно названного "патогеном X", который может возникнуть из известных вирусов, таких как лихорадка Оропуш, птичий грипп, краснуха и оспа обезьян. Прогнозируется, что он может спровоцировать масштабную пандемию уже в 2026 году. Основные причины для беспокойства заключаются в снижении охвата вакцинацией и растущей устойчивости инфекций к антибиотикам.
Асель Мусабекова, учёный-биолог и консультант по вопросам иммунизации, подчеркивает, что прогнозы о возможном появлении патогена X имеют научные основания и это лишь вопрос времени.
"Мы знаем, что новая пандемия, скорее всего, наступит. В целом человечество всегда эволюционирует вместе с инфекциями, поэтому они неизбежны," — утверждает она.
Концепция "болезни X" была введена в 2017 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для подготовки к потенциальным биологическим угрозам. COVID-19 стал первой болезнью X, и, несмотря на появление термина до пандемии, мир оказался к ней не готов.
Наиболее распространённым фактором, который может привести к пандемии, являются зоонозные инфекции, передающиеся от животных к человеку. К ним относятся:
По оценкам экспертов, антропогенные факторы, такие как деятельность человека, способствуют распространению этих заболеваний, от которых ежегодно умирает около двух миллионов человек, в основном в странах с низким и средним доходом.
В Казахстане также существует ряд инфекций, представляющих потенциальную угрозу:
Асель Мусабекова отмечает, что около 40% территории Казахстана является природным резервуаром чумы, что делает эту инфекцию особенно опасной.
Другим значительным фактором, способствующим возникновению глобальных угроз, является антибиотикорезистентность. Это устойчивость бактерий к противомикробным препаратам, что делает лечение инфекций более сложным. Асель утверждает, что уже сейчас врачи сталкиваются с случаями, когда стандартное лечение не работает.
"Мы уже видим последствия: это и смертельные случаи, и тяжёлые осложнения, которых можно было бы избежать, если бы не антибиотикорезистентность," — говорит она.
Причины роста антибиотикорезистентности кроются в слабом контроле со стороны государства, чрезмерном назначении антибиотиков врачами и самолечении населения.
Третья группа рисков связана с возможным искусственным происхождением патогенов. Хотя COVID-19, скорее всего, является зоонозной инфекцией, нельзя исключать утечки из лабораторий или биотеррористические атаки.
"Сегодня технологии, такие как CRISPR, позволяют достаточно легко вставлять фрагменты ДНК в другие организмы и создавать новые микроорганизмы," — подчеркивает Асель.
Она также отмечает, что в Казахстане необходимо развивать нормативную базу и законы в области биоэтики в генетике и микробиологии.
Асель Мусабекова считает, что главная угроза заключается не только в новых вирусах, но и в возвращении известных болезней, таких как корь, коклюш, полиомиелит и дифтерия. Например, в 2024 году в Казахстане было зафиксировано более 28 тысяч случаев кори.
"Это инфекции, которые будут возвращаться, если у нас не будет нормального охвата вакцинацией," — подчеркивает она.
Пандемия COVID-19 выявила множество проблем в системе здравоохранения Казахстана, таких как недостаточная подготовка госпиталей и хаотичное строительство временных медицинских объектов. Асель Мусабекова выделяет, что именно в стрессовых ситуациях становятся заметными все недостатки системы.
"Нашу неготовность к подобного рода эпидемиям также показали: недостаточная подготовка госпиталей, хаотичное строительство временных медицинских объектов, коррупционные риски," — говорит она.
В завершение Асель напоминает, что каждый человек может помочь снизить риски, избегая злоупотребления антибиотиками и осознавая опасность зоонозных инфекций в своем регионе.
Таким образом, Казахстан сталкивается с множеством вызовов, и важность подготовки к потенциальным пандемиям не может быть преувеличена.