- сентябрь 03, 2025

Вопрос о переводе школьников на дистанционное обучение из-за сильного смога в Казахстане стал актуальным после запроса сенатора Ольги Булавкиной к премьер-министру Олжасу Бектенову. Она отметила, что загрязнение воздуха по-прежнему представляет собой серьезную угрозу для здоровья населения.
Согласно статистике, в 2024 году в Казахстане от заболеваний сердечно-сосудистой системы погибли 29,9 тысячи человек, от болезней органов дыхания — 13,3 тысячи, а от онкологических заболеваний — 13,5 тысячи. Этот рост смертности эксперты связывают с загрязнением воздуха в крупных промышленных центрах, таких как Караганда, Темиртау, Астана и Алматы.
Булавкина подчеркнула, что высокая концентрация промышленных предприятий в сочетании с неблагоприятными метеоусловиями приводит к образованию смога, что негативно сказывается на здоровье жителей. Она обратила внимание на отсутствие четких инструкций по переводу учебных заведений на дистанционное обучение в условиях неблагоприятных метеоусловий, связанных с загрязнением воздуха.
В частности, в октябре 2025 года в Усть-Каменогорске было принято решение перевести 66 школ на дистанционное обучение из-за смога, который сохранялся несколько дней. Это решение было согласовано с местными властями, но, по словам Булавкиной, для его реализации не хватает нормативных документов.
Премьер-министр Олжас Бектенов ответил на запрос и сообщил, что мониторинг загрязнения воздуха ведется в 70 населенных пунктах страны. В первом полугодии 2025 года было зафиксировано 298 случаев высокого загрязнения, и в 9 случаях подтверждены факты загрязнения.
Он добавил, что дистанционное обучение является официальной формой получения образования и может применяться в условиях неблагоприятных метеоусловий, акиматы вправе принимать решение о переводе учащихся на дистанционное обучение при НМУ второй и третьей степени и при превышении предельно допустимых концентраций вредных веществ более чем в три раза.
Таким образом, согласно ответу премьер-министра, акиматы могут переводить школьников на онлайн-обучение в условиях серьезного загрязнения воздуха.